Японская Гречневая Лапша Соба — Пошаговый Рецепт

Соба — традиционная японская лапша из гречневой муки, очень популярный продукт не только в Японии, но и по всему миру. Сухую лапшу, также как и различные виды макаронных изделий, можно купить готовую. Собу можно использовать для приготовления многих чисто Японских блюд, но и просто как лапшу для любимых супов, или для вторых  блюд в виде гарнира. Можно использовать гречневую лапшу и как альтернативный продукт для приготовления блюд из пасты. Я несколько раз пыталась купить собу, но каждый раз убеждалась, что в ее составе, кроме гречневой муки, присутствует и пшеничная мука. Мне так и не удалось попробовать собу, так как я не смогла найти ее вариант без глютена. В рецептах собы домашнего приготовления часто фигурирует соотношене 80% гречневой муки и 20% пшеничной муки. При таком соотношении, глютен из пшеничной муки обеспечивает дополнительный связывающий эффект для муки при формировании теста. Свою задачу я видела в отработке надежного по составу, и простого в работе, рецепта для приготовления домашней собы на основе муки из зеленой гречки. Мне хотелось убедиться, что соба может быть использована как свежеприготовленной,

sobanudles2-15

так и сухой.

Soba-3

Для этого я высушила часть лапши и использовала ее позднее. Характерно, что вкус свежей и высушенной лапши после приготовления оказался совершенно одинаковым. Не отличалось существенно и время, необходимое для приготовления лапши. Это время больше зависело от толщины самой лапши, чем от ее вида — свежего и мягкого, или сухого. Я волновалась, что лапша, особенно сухая, будет очень хрупкой, и при варке будет ломаться на маленькие кусочки. К моему большому облегчению этого не произошло. Как свежую, так и сухую лапшу было достаточно просто варить. Конечно, соба домашнего приготовления не будет такой прочной, как, например, спагетти фабричного производства, но ее можно без проблем сварить. Могу только порекомендовать  варить лапшу не очень большими порциями.

Сразу скажу, что я не готовила никаких специфически японских блюд, а использовала собу, как я обычно использую пасту папарделле. Я всегда включаю какой-то источник белка, и не особенно часто использую соусы для пасты, а чаще просто овощи с острыми приправами.

sobanudles2-20

Вкус гречневой лапши существенно отличается от обычных макаронных изделий без глютена. Вкус этот более интересный, отлично подходит к любым овощам, любым комбинациям с грибами, мясом или мясными фрикадельками, различными видами сыра.

sobanudles2-27

Ингредиенты:

  • 150г + 50г муки из зеленой гречки
  • 1 большое яйцо (примерно 50г)
  • 50мл воды
  • 2г (1 кофейная ложка) морской соли
  • экстра мука для раскатывания лапши (я использую смесь 1:1 гречневой муки и картофельной муки)

Существуют другие рецепты и способы приготовления собы, без использования яйца, с его заменой на муку из льняного семени, смешанную с водой, или с использованием обезжиренного йогурта (рецепт здесь).

Приготовление:

  • просеять 150г муки из зеленой гречки на рабочую поверхность
  • добавить соль

sobanudles2-3

  • сделать лунку в муке
  • добавить яйцо

sobanudles2-4

  • тупым ножом постепенно вмешать яйцо в муку
  • когда все яйцо впитается в комочки муки, добавить воду

soba3-1

  • вмешать воду в муку, измельчая комочки теста при помощи острого конца скребка для теста

sobanudles2-5

  • когда вся жидкость впитается в муку, собрать все измельченные комочки теста

sobanudles2-6

  • собрать все вместе и вымесить мягкое тесто до однородности, при необходимости обмакивать руки в муку

sobanudles2-7

  • просеять оставшиеся 50г гречневой муки на рабочую поверхность
  • продолжать вымешивать тесто, делая его более крутым, постепенно собирая муку с рабочей поверхности
  • в зависимости от размера яйца, и степени помола гречневой муки, тесто может взять всю или почти всю муку

sobanudles2-8

  • хорошо вымешенное тесто не будет прилипать к рукам, будет достаточно плотным, гораздо плотнее, чем тесто на пельмени
  • окончательное раскатывание теста на лапшу можно делать различными способами
  • я обычно формирую из теста длинный и плоский брусок

sobanudles2-9

  • раскатываю тесто почти на всю рабочую поверхность

sobanudles2-10

  • разрезаю тесто на 4 части

sobanudles2-11

  • откладываю 3 части в сторону, а одну раскатываю до необходимой толщины (я люблю лапшу тонкую)
  • нарезать лапшу можно ножом на индивидуальные полоски

sobanudles2-13

  • можно складывать тесто в несколько раз и нарезать сложенное тесто (при этом лапша может ломаться на изгибах, и я обычно этого не делаю)

sobanudles2-14

  • свежую лапшу варить в хорошо посоленой кипящей воде 3-5 минут в зависимости от толщины лапши (я пробую кусочек на готовность)
  • хранить избыток лапши нужно в сухом виде
  • просушить лапшу можно на противне с пекарской бумагой
  • сушить лапшу лучше всего при комнатной температуре, изредка ее переворачивая для равномерной просушки

sobanudles2-16

  • хранить лапшу в закрытом контейнере, стараясь плотно его не набивать

sobanudles2-2

В вареную собу я добавляю немножко масла и мою острую приправу из чеснока, острого и сладкого перца и петрушки. Это уже само по себе очень вкусно. Добавление пареных броколли, сладкого перца и маленьких боккончини оказалось очень удачным, и блюдо получилось необычайно свежим по вкусу.

sobanudles2-17

Отлично подошло и сочетание слегка обжаренного лука, бекона, грибов и красного перца с добавлением укропа. Я рада, что мне удалось сделать домашнюю собу. Я люблю пасту без глютена, но гречневая лапша и полезнее, и вкуснее. Приготовленной порции нам хватает на двоих примерно на 3 раза. Хочется попробовать эту лапшу и в блюдах японской кухни, хоть и форма моей домашней собы совершенно не совпадает с ее традиционной формой.

sobanudles2-23

Похожее по составу тесто можно использовать для приготовления пельменей и вареников. Кроме муки зеленой гречки оно содержит в своем составе льняную муку. Рецепт можно найти здесь.

buckwheatdumplings-5

Японская Гречневая Лапша Соба — Пошаговый Рецепт: 4 комментария

  1. Спасибо большое, Ирен. Это ново для меня, интересно, и всё же я как то попробую сделать, хоть и по позже. Жаль со временем Zeitnot.
    Все ваши материалы я с благодарностью сохраняю.
    Спасибо.
    Удачи.
    Виктор.

    Нравится

    1. Этот рецепт и для меня шаг в неизведанную территорию, как и многое другое. Я уверена, что без разработки новых рецептов для блогов, многое из того, что я сейчас регулярно готовлю, никогда не увидело бы нашего стола. И если бы не этот блог, я бы никогда так усиленно не занималась бы рецептами из гречневой муки, которая теперь стала моим любимым ингредиентом, настолько удобно ею пользоваться и настолько замечательные продукты из нее можно сделать. Песочное тесто из гречневой муки я лично считаю просто самым лучшим из всех вариантов песочного теста, что я пробовала. Так что спасибо всем моим читателям за их вопросы и предложения — большой источник мотивации для меня.

      Нравится

      1. Добрый день! Ирен, с удовольствием вот уже несколько месяцев изучаю Ваш блог, порою даже чисто из эстетического интереса. Все так красиво, а описание увлекает до такой степени, что прочитал и как будто поел до сыта! Спасибо Вам за такую серьезную и важную работу!
        Для меня изделия без глютена очень актуальны, несмотря что непереносимости не выявлено, но хочется поддерживаться здорового питания.
        И еще у меня вопрос: я поняла в чем преимущество муки из зеленой гречки, но мне она пока не доступна. Зато у меня есть мука просто из гречки фирмы Гарнец. Скажите, можно попробовать использовать ее в этом рецепте или даже не стоит пытаться?
        И можно ли вообще в каких то рецептах использовать эту муку? А то я ее закупила на радостях, а она так и стоит в задумчивости.

        Нравится

      2. Здравствуйте Мария,
        Из обычной гречневой муки лапша соба не получится. Также как не получится песочное печенье или соленое тесто для сухого печенья или выпечки несладких тартов. Гречневая мука которую Вы купили не соберется в тесто, потому что в ней нет связывающих свойств зеленой гречки. Тем не менее муку эту можно использовать для приготовления оладьев или в других рецептах где как связывающий компонент выступают яйца. У меня в блоге есть только один пост про оладьи, которые я делаю с различными наполнителями — творогом, бананом, яблочным пюре. Можно делать и несладкие оладьи с добавлением натертых овощей. Могу посоветовать блог Марии Доценко, где есть несколько рецептов с такой мукой как у Вас.
        Спасибо за оценку нашего с мужем труда.

        Нравится

Добавить комментарий

