Дрожжевой Хлеб без Глютена — Обзор Рецептов

В данной статье представлен обзор рецептов дрожжевого хлеба без глютена из смеси различных видов муки, различных источников жира, испеченных в различных формах, как в виде обычной буханки хлеба, в виде булочек, мини-буханочек, в форме каравая и багеты. Можно найти рецепты хлеба с пониженным содержанием ксантановой камеди, и рецепт в котором загустители полностью отсутствуют. Там где имеется отдельная публикация того или иного рецепта, приводится ссылка на оригинальную публикацию.

Мне повезло, мой самый первый хлеб, изображенный на титульной фотографии, оказался удачным, и практически не отличался по вкусу и структуре от моего любимого хлеба, который я пеку сейчас. Долгие размышления и расчеты привели меня к общей формуле соотношения цельнозерновой муки, крахмалов, жира, жидкости, сахара и соли, которые практически остались без изменений в моих самых последних рецептах. Хлеб я выпекаю в зависимости от практических нужд в виде буханки, каравая, булочек и мини буханочек различного размера.

Buckweatflour-15

Для выпечки качественного по составу, вкусного безглютенового домашнего хлеба, который бы был максимально возможно цельнозерновым, я остановилась на следующей пропорции входящих в его состав ингредиентов:

  • 300г мучной смеси, состоящей из цельнозерновой муки и крахмала в соотношении 2:1 (200г цельнозерновой муки, или смеси различного вида цельнозерновой муки, и 100г муки крахмала)
  • 20г перетертого льняного семени или льняной муки
  • 15г жира
  • 20г сахара
  • 10г не йодированной соли, сейчас это количество снижено до 7г
  • 5г ксантановой камеди, снижено с 8 граммов
  • 290мл воды

В качестве цельнозерновой муки можно использовать муку зеленой гречки, пшенную, кукурузную, рисовую муку, муку кинвы, и их смеси в различных пропорциях, а в качестве крахмального компонента можно использовать картофельный крахмал и крахмал тапиоки. Существуют другие виды цельнозерновой муки и другие источники крахмала, но я их пока не использовала для выпечки хлеба, и без примеров из моего личного опыта, обсуждать их использование не считаю плодотворным.

Факторы влияющие на приготовление и выпечку хлеба без глютена

Консистенция теста. Чем более мягкое тесто, тем лучше хлеб поднимается и тем лучше выпеченный мякиш по вкусу. Слишком мягкое и жидковатое тесто избыточно легко поднимается, остается сырым в середине, и сильно опадает при остывании. Слишком крутое тесто будет плохо подниматься, выпечется в плотный хлеб с минимальным количеством воздушных карманчиков в мякише. Плотный хлеб надежнее в выпечке, но хуже по вкусу. Количество воды/жидкости для приготовления теста может слегка колебаться (10-15мл для указанных смесей муки) в зависимости от степени помола используемой муки. Мука более мелкого помола может потребовать дополнительно 1-2-3 столовые ложки воды. Мука крупного помола может дать жидкое тесто.

Количество соли влияет на работу дрожжей. Недосоленое тесто приводит к выпечке невкусного хлеба, но соль замедляет работу дрожжей и соответственно подъем теста. Изначально я использовала 10 грамм соли на порцию теста, но теперь перешла на 7 грамм не йодированной морской соли. Тесто лучше поднимается при таком количестве соли в рецепте, и хлеб не теряет своего вкуса. Я пробовала использовать 6 грамм соли, тесто поднялось еще лучше, но вкус хлеба стал пресным и пустым. Конечно, все вышеизложенное зависит от конкретного вида используемой соли, которая может сильно отличаться по вкусу и солености.

Льняная мука связывает тесто лучше, чем размолотое льняное семя, как бы мелко Вы его не размололи. Тесто, приготовленное на льняной муке, всегда будет гуще, и в процессе вымешивания оно будет хорошо отделяться от стенок миски и собираться в комок. Использование льняной муки в сочетании с мукой зеленой гречки и кинвы позволило мне выпечь хлеб не содержащий ксантановой камеди в своем составе.

eFlaxFlour-1

Источник жира. Мне лично больше нравится по вкусу хлеб выпеченный со сливочным маслом в качестве источника жира. Скажу более, я использую форму масла которое называется Lurpak Butter Soft, которое мягкое, и легко мажется прямо из холодильника. Оно чудесное по вкусу как масло, его очень удобно использовать в тесто, так как его не надо предварительно доводить до комнатной температуры. Оно содержит в своем составе некоторое количество растительного масла. Однако я не заметила никаких различий в процессе приготовления хлеба, и его финальной структуре, при замене сливочного масла на растительное. Я обычно в таких случаях использую масло из виноградных косточек, просто потому что оно не имеет никакого запаха и его вкус никак не отражается на вкусе хлеба. Оливковое масло имеет слишком интенсивный вкус, хотя 15мл не такое большое количество, и не будет сильно влиять на вкус и запах хлеба. Используйте любое масло, подходящее Вам по диете, и вкус которого Вам нравится. В самое последнее время я стала использовать 50г жирной сметаны и 255мл воды, вместо 15г масла и 290мл воды. На мой взгляд это улучшило вкус хлеба, и такое впечатление, что мякиш стал еще мягче и вкуснее. Но это Вы должны решить для себя сами.

Дрожжи. Я получала несколько вопросов относительно вида и количества дрожжей. Я использую самые обычные быстрые сухие дрожжи, которые я люблю покупать расфасованными на индивидуальные порции по 7 грамм. Я не люблю запаха дрожжей, но его просто нет ни в моем хлебе, ни в любой другой выпечке, где я их использовала. Если бы это случилось, или я бы почувствовала какой-либо негативный эффект от такого количества дрожжей, я бы наверное попробовала их количество уменьшить и стараться приспособить к этому рецепт. Но я и мой муж, отлично переносим любой мой хлеб и любую выпечку, так что я не могу дать никаких советов по поводу сниженного количества дрожжей, так как я с этим не экспериментировала. После использования разнообразных приемов включения дрожжей в тесто (в том числе разведение их в небольшом количестве воды с сахаром), я пришла к выводу, что самый простой, надежный и быстрый способ добавления сухих дрожжей в тесто, это их смешивание со всеми сухими ингредиентами в самом начале. Тщательное смешивание всех сухих ингредиентов (исключая соль, которая добавляется отдельно в самом конце) обеспечивает, на мой взгляд, самое равномерное распределение дрожжей в толще теста, что позволяет особенно не месить тесто. Месить безглютеновое тесто по сути не нужно, там нет глютена, и его не надо вырабатывать, чтобы добиться правильной консистенции хлеба. Для безглютенового дрожжевого теста нужно только качественно и тщательно размешать все ингредиенты, соединить сухие ингредиенты с влажными так, чтобы добиться полностью однородного по консистенции теста, с равномерным распределением различных видов муки и дрожжей в готовом тесте. Часть этой задачи выполняется предварительным тщательным смешиванием всех сухих ингредиентов.

Сахар. Наверное можно использовать другой субстрат для дрожжей, отличающийся от обычного сахара, и заменить его например медом. Можно наверное и уменьшить его количество. Не могу дать совета по этому поводу. Как говориться «от добра добра не ищут», для меня этот рецепт работает, ничего другого я не пробовала, и поэтому не могу предложить свои соображения по этим вариациям.

Ксантановая камедь обычно используется в более высоких дозах, примерно 8 грамм на такое количество муки. Тесто в таком случае получается по консистенции примерно как обычное пшеничное тесто для хлеба, а не такое мягкое и не особо держащее форму как то, к которому я пришла в конце концов. С плотным тестом конечно легче работать и формировать караваи или буханки, оно не будет расплываться при свободной выпечке без формы, но мне кажется (я не могу настаивать на этом 100%), что после выпечки у такого хлеба имеется остаточная липкость мякиша, от которой трудно избавиться даже если разрезать хлеб после полного его остывания. Контрольные чистые эксперименты я не проводила, чтобы воотчию в этом эффекте убедиться, так что ручаться не могу. Я снизила количество камеди до 5 г в некоторых своих рецептах.

Форма выпекаемого хлеба определяет время выпечки. Хлеб выпекается в разогретой до 190С духовке (у меня с вентилятором). Я всегда смазываю форму и обычно присыпаю хлеб семечками кунжута. Чтобы семечки держались, в заключение смазываю поверхность хлеба кисточкой с водой. Булочки и мини буханочки выпекаются 35-40 минут, а буханка и каравай примерно 60 минут. Для самого лучшего качества мякиша, хлеб нужно оставить в выключенной духовке и дать ему полностью остыть перед нарезанием. Это особенно важно для буханок хлеба и менее важно для хлеба меньшей величины. Лучше всего остывший хлеб нарезать, положить на решетку и заморозить. Замороженный хлеб переложить в герметически закрывающийся контейнер, где он может храниться неделями без ущерба для вкуса и консистенции. Размораживать хлеб лучше всего в тостере, но можно в духовке или на сковороде.

myflaxbread88-3

Ну а теперь к конкретным рецептам. Я решила продублировать все рецепты в этой статье, чтобы иметь одну публикацию, где все рецепты дрожжевого безглютенового хлеба собраны вместе, чтобы можно было без особого хождения по блогу найти подходящий для Вас рецепт, и если необходимо, по ссылке пойти на оригинальную публикацию, и почитать подробно о том, или ином рецепте. Рецепты даны в том виде, как они были оригинально опубликованы. Поздние модификации в рецептах не учтены.

Хлеб в форме каравая, багеты и булочек

Buckweatflour-14

  • 100г муки из пшена
  • 100г муки (крахмала) из тапиоки
  • 50г муки из белого/коричневого риса тонкого помола (но не муки так называемого «сладкого» риса, особого вида рисовой муки, популярного в блюдах восточной кухни)
  • 50г муки зеленой гречки (можно заменить на муку кинвы)
  • 20г муки из льняного семени, грубого помола
  • 10г соли, 2 чайные ложки
  • 20г сахара
  • 15г сливочного масла (может быть заменено на любое растительное масло без сильного вкуса и запаха, я использую для таких случаев масло из виноградных косточек)
  • 8г ксантановой камеди, 2 чайные ложки (обязательный компонент, заменяющий глютен, для формирования и поддержки структуры хлеба при выпекании)
  • 7г (один пакетик) сухих быстродействующих дрожжей
  • 285г/мл воды комнатной температуры

С гречневой мукой, кукурузной мукой и картофельным крахмалом

  • 100г муки зеленой гречки
  • 100г цельнозерновой кукурузной муки мелкого помола
  • 100г картофельной муки (крахмала)
  • 20г льняного семени, грубого помола
  • 10г соли, 2 чайные ложки
  • 20г сахара
  • 15г, 1 столовая ложка масла из виноградных косточек (может быть заменено на любое растительное масло без выраженного запаха)
  • 8г ксантановой камеди, 2 чайные ложки (обязательный компонент, заменяющий глютен, для формирования и поддержки структуры хлеба при выпекании)
  • 7г (один пакетик) сухих быстродействующих дрожжей
  • 285г/мл воды комнатной температуры

С пшенной мукой, мукой белого риса и кинвы, и крахмала из тапиоки

  • 100г муки из пшена
  • 100г муки (крахмала) из тапиоки
  • 50г муки из белого риса мелкого помола (но не муки так называемого «сладкого» риса, особого вида рисовой муки, популярного в блюдах восточной кухни)
  • 50г муки из кинвы
  • 20г льняного семени, грубого помола
  • 10г соли, 2 чайные ложки
  • 20г сахара
  • 15г сливочного масла (может быть заменено на любое растительное масло без сильного вкуса и запаха)
  • 8г ксантановой камеди, 2 чайные ложки (обязательный компонент, заменяющий глютен, для формирования и поддержки структуры хлеба при выпекании)
  • 7г (один пакетик) сухих быстродействующих дрожжей
  • 285г/мл воды комнатной температуры

Буханка хлеба, багета

  • 100г муки из зеленой гречки
  • 100г картофельной муки (крахмала)
  • 50г рисовой муки (я использовала цельнозерновую рисовую муку Гарнец как муку из белого риса и органическую муку из коричневого риса австралийского производства Coles brown rice flour, соответственно фото 1 и 2)
  • 50г муки из пшена
  • 20г льняного семени, грубого помола
  • 10г соли, 2 чайные ложки
  • 20г сахара
  • 15г сливочного масла (может быть заменено на любое растительное масло без сильного вкуса и запаха, я использую для таких случаев масло из виноградных косточек)
  • 5г ксантановой камеди, 1.5 чайные ложки
  • 7г (один пакетик) сухих быстродействующих дрожжей
  • 290г/мл воды чуть теплой на ощупь температуры (я взвешиваю воду в стакане)
  • масло для смазывания противня

Буханка хлеба из гречневой муки домашнего помола, кукурузной муки, картофельного крахмала и льняной муки (рецепт создан по просьбе читательницы блога)

cornloaf-1

  • 100г муки из зеленой гречки (полученной перемалыванием термически не обработанной гречневой крупы в кофемолке, и просеянной через сито)
  • 100г кукурузной муки
  • 100г картофельной муки (крахмала)
  • 20г льняной муки (не льняного семени)
  • 10г соли, 2 чайные ложки
  • 20г сахара
  • 15г сливочного масла (может быть заменено на любое растительное масло без сильного вкуса и запаха, я использую для таких случаев масло из виноградных косточек)
  • 5г ксантановой камеди, 1.5 чайные ложки
  • 7г (один пакетик) сухих быстродействующих дрожжей
  • 290г/мл воды чуть теплой на ощупь температуры (я взвешиваю воду в стакане)
  • масло для смазывания противня

Буханка хлеба без камеди

myflaxbread88-2

  • 170г муки зеленой гречки (обычная гречневая мука не подходит)
  • 50г льняной муки (любой, из коричневого или золотистого льна)
  • 100г картофельного крахмала (или муки тапиоки)
  • 20г размолотого льняного семени (любого)
  • 15мл растительного масла (я использовала масло из виноградных косточек)
  • 7-10г морской соли (при уменьшенном содержании соли тесто поднимается лучше, на фото представлен хлеб испеченный с 10г соли)
  • 7г быстрых дрожжей
  • 20г сахара
  • 290мл чуть теплой воды

6 мини буханочек без камеди

miniloaf2-1

  • 100г пшенной муки среднего помола
  • 50г муки зеленой гречки
  • 50г муки кинвы (можно заменить на муку зеленой гречки)
  • 100г муки тапиоки
  • 20г льняной муки (любой)
  • 20г сахара
  • 7г морской соли (не йодированной)
  • 50г жирной сметаны (35% жирности)
  • 255 мл воды

6 мини буханочек с камедью

miniloaf-11

  • 100г пшенной муки (очень мелкого помола)
  • 50г муки зеленой гречки
  • 50г муки кинвы (можно заменить на муку зеленой гречки)
  • 100г муки тапиоки
  • 20г льняной муки (любой)
  • 20г сахара
  • 5г ксантановой камеди
  • 7г морской соли (не йодированной)
  • 50г жирной сметаны (35% жирности)
  • 270 мл воды

Буханка выпеченная в узкой и длинной форме

wgloaf-5

  • 100г пшенной муки (была грубого помола)
  • 50г муки зеленой гречки
  • 50г муки кинвы (можно заменить на муку зеленой гречки)
  • 100г муки тапиоки
  • 20г льняной муки (любой)
  • 20г сахара
  • 4г ксантановой камеди
  • 7г морской соли (не йодированной)
  • 50г жирной сметаны (35% жирности)
  • 255 мл воды

Выбор рецептов большой, но еще больше вариантов не проверено. Этот список будет дополняться по мере создания новых рецептов с другими сочетаниями муки, жира и загустителей.

Я планирую опубликовать заказную статью,  специально посвященную рецептам хлеба без глютена, крахмалов, дрожжей и загустителей, испеченных на основе только одного вида муки — зеленой гречки или кинвы. Статья уже готова, и будет опубликована вначале в английском блоге, после того как я сама испеку хлеб по принципиальным рецептам в статье, и затем переработана с учетом специфики российских ингредиентов. Надеюсь, что это даст возможность широкого выбора видов хлеба без глютена  для читателей.

Дрожжевой Хлеб без Глютена — Обзор Рецептов: 14 комментариев

  1. Добрый день, Ирена,

    Хочу сказать вам спасибо за то что у вас я нашла рецепт хлеба из муки круп, которые мне разрешены по диете, и сообщить о своем эксперименте. В виду того, что мною по незнанию было куплено много нутовой муки, а крахмал тапиока заканчивается, я уже несколько раз пекла хлеб по вашему рецепту, но с небольшими изменениями. Мука зеленой гречки и пшенная мука по 100 гр; мука тапиока и нутовая мука по 50 грамм; камедь не ложу, так как не могу ее найти; дрожжи 5 гр; остально по рецепту. Единственное, нутовая мука видимо забирает много воды и мне пришлось добавить 3 или 4 ст.л. воды дополнительно. Тесто хорошо поднимается и не чувствуется специфический вкус нутовой муки, чего я боялась. Я не знаю о совместимости нутовой муки с остальными составляющими, но вкус хлеба неплохой получился.

    Нравится 1 человек

    1. Здравствуйте Людмила,
      Я очень рада, что Вы смогли приспособить рецепт и печь хлеб с изменениями, которые Вам удобны. Главное, что у Вас получилось и хлеб Вас устраивает. Вы правы различные виды муки без глютена поглощают разное количество воды. Я сама еще раз в этом убедилась, когда мне пришлось добавить значительное количество жидкости, когда я попыталась заменить рисовую муку на муку сорго в рецепте творожных маффинов. С творогом и полностью на рисовой муке без миндаля это просто чудо как вкусно, а с рикоттой и сорго получилось не более чем съедобно. С нутом я не работала, но у меня целая коробка разного вида муки попробовать от моего любимого австралийского производителя. Потихоньку буду пробовать.
      Спасибо что написали как у Вас получилось.

      Нравится

  2. Здравствуйте, Ирена,
    Очень увлеклась чтением Вашего кулинарного блога! Особенно актуальной для меня является информация, поскольку есть необходимость соблюдать бгбк диету для моего трехлетнего сына, которому, естественно, хочется похрустеть печеньицем, пожевать хлебушек или кексик)
    Когда я просматривала приведенные в данной теме рецепты дрожжевого хлеба, я заметила, что в них не используются яйца. Хотя в других рецептах, изложенных на страницах Вашего сайта, присутствует содержание яиц в тесте. Скажите, пожалуйста, яйца исключены из двнных рецептов дрожжевого хлеба по какой-то определенной причине? Можно ли заменить в рецептах хлеба молотое семя льна яйцом? Если такой вариант возможен, то какое количество яиц нужно взять и насколько уменьшить количечтво жидкости?

    Нравится 1 человек

    1. Здравствуйте Аня,
      Традиционно самый простой дрожжевой хлеб, это мука, дрожжи, сахар, вода и соль. Для безглютенового хлеба нужно что-то связывающее это вместе. Молоко, масло и яйца добавляются в тесто для того чтобы сделать его сдобным, более мягким и пышным, более подходящим для булочек и пирожков. Такое тесто и медленнее черствеет. Все эти добавления однако замедляют работу дрожжей и эти факторы надо учитывать. В обзорной статье о замене яиц в выпечке представлены данные о количественных соотношениях при замене яиц на льняное семя и семя чии и наоборот. В своих расчетах при использовании яиц в дрожжевом тесте я считаю все яицо жидкостью. Будет разница в замене льняной муки на яица, в зависимости от того используется камедь как загуститель или нет. Если есть камедь, то льняную муку можно заменить на любую другую муку, или просто вообще не использовать в рецепте, так же как и льняное семя, а яйца использовать как часть воды. Белок яиц должен улучшить структуру хлеба и его пищевую ценность. При отсутствии камеди следует специфически подбирать состав мучной смеси используя муку зеленой гречки и кинвы с высокими связывающими свойствами. Я не имею наработанного опыта для выпечки дрожжевого хлеба без камеди и льняной муки. Но советую обратить внимание на обзор рецептов хлеба без дрожжей, с полностью приведенным простым рецептом хлеба на муке из кинвы. Там есть яйца, нет дрожжей, хлеб очень просто выпекается, и хоть это и не мой рецепт, я пеку его часто, мой муж его обожает, я же все таки чаще пеку себе мой обычный дрожжевой.

      Нравится

  3. Здравствуйте, Ирена. Безумно рада, что нашла ваш блог, мне очень нравится, как вы все подробно описываете и вообще ваш стиль изложения материала.
    У меня вопрос-попробовала испечь хлеб по вашему рецепту: я взяла 100 г пшенной муки, 50 г рисовой муки, 50 г-кукурузной муки, 100 г тапиокового крахмала, 2 ч.л. гуаровой камеди и в остальном без изменений, но тесто не подошло вообще, в духовке тоже не подошло, снаружи образовалась толстая твердая корочка, а внутри все сырое, выпекала в керамических формочках для кексов, тесто получилось очень тугое. Помогите разобраться, что я сделала не так. Заранее спасибо.

    Нравится 1 человек

    1. Здравствуйте Екатерина,
      Вы не указали какого размера хлеб Вы выпекали, если это была буханка хлеба, то это самый трудный вариант выпечки безглютенового хлеба.но отвечаю по пунктам.
      1. пшенная мука может значительно колебаться в своей способности удерживать воду; кукурузная мука обычно дает достаточно жидкое тесто для выпечки, я не работала с гуаровой камедью и поэтому не знаю насколько она делает тесто густым, но по Вашему описанию тесто получилось слишком крутое. обычно такое тесто очень плохо подходит, но зато хорошо пропекается. У Вас получилось и густое тесто и не пропеченное внутри.
      2. безглютеновый хлеб никогда не подойдет в духовке во время выпечки, разве что Вы используете какие-то коммерческие смеси, где имеется комплексный состав разрыхлителей, которые работают во время выпечки и активируются температурой дыховки. в процессе выпечки в духовке безглютеновый дрожжевой хлеб наоборот съеживается немножко или довольно сильно зависит от состава теста. Для полной уверенности что дрожжи работают, я попробовала не мой обычный вариант вмешивания сухих дрожжей в мучную смесь, который я обычно использую, а более традиционный метод — растворив сухие дрожжи в порции воды с частью сахара. через небольшое время жидкость насчет пениться и это будет знаком, что дрожжи начали работать. Для подъема безглютенового теста, оно не должно быть особенно крутым. Это сложный процесс выработки баланса для той или иной мучной смеси. Слишком густое — не поднимется. слишком жидкое — не пропечется. На дрожжи сильно влияет соль. Можно попытаться положить чуть меньше соли или заменить одну соль на другую. Я не пользуюсь обычной очищенной столовой солью, а использую грубую морскую соль. Слишком мало соли и хлеб становится пресным и бесвкусным, много соли, дрожжи плохо работают.
      3. я всегда рекомендую выпекать любой рецепт хлеба вначале в виде булочек или минибуханочек. их проще пропечь. Очень важна температура духовки. Сдобные булочки и пирожки можно выпекать при более низкой температуре в 170 градусов, хлеб я пеку при 190 с вентилятором, что в обычной духовке соответствует 205-210 градусов. Если печь долго, то лучше поместить тесто так, чтобы оно было погружено и верх не поднимался из формы, тогда корочка меньше засыхает. Никогда не пекла в керамических формочках, но последний раз попробовала испечь в форме для нормальной буханки из огнеупорного стекла. Получилось очень хорошо, я даже сама удивилась. но как бы не готов был хлеб, если он испечень в виде буханки и его нарезать сразу он будет как минимум влажным, а иногда и совсем мокрым, поэтому я всегда возвращаю буханку сразу же в выключенную духовку и она там полностью остывает 3-4-5 часов. Это принципиально изменяет консистенцию хлеба внутри. Я когда буду печь следующий хлеб, возьму Ваш набор муки и гуаровую камедь для пробы и попробую испечь мою обычную бухвнку и обязательно дам Вам знать. Существенно облегчает выпечку хлеба мучная смесь в которую вкулючена мука зеленой гречки или кинвы или обе вместе.

      Нравится

  4. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как адаптировать Ваши рецепты для выпечки хлеба в хлебопечке?

    Нравится

    1. Здравствуйте Ольга,
      Краткий ответ — не знаю. Я никогда не использовала хлебопечку, не знаю как у них организована процедура подъема теста и как происходит выпечка. Это два самых принципиальных момента. Как общий ответ могу сказать, что подъем теста лучше не делать очень быстрым и выбор температурного режима надо пробовать, так как размер буханки в хлебопечке фиксированный и проречь такую буханку безглютенового хлеба может быть сложно. Я почти не встречала в английской блогосфере информации о выпечке безглютенового хлеба в хлебопечке и поэтому посоветовать где об этом можно прочитать не могу.

      Нравится

  5. Здравствуйте Ирэна! Огромное спасибо за Вашу работу . Очень понравился Ваш блог и рецепты , особенно выпечка хлеба и булочек. Для меня огромной радостью было найти в блоге рецепты из зеленой гречки . Многое уже попробовала , но не все получается так красиво как у Вас! Ваше мастерство восхищает и воодушевляет . Хотела бы узнать ваше мнение о рецепте гречишного хлеба из сквашенного теста (https://rusamdiet.org/2016/12/07/%d1%85%d0%bb%d0%b5%d0%b1-%d0%b3%d1%80%d0%b5%d1%87%d0%b8%d1%88%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%86%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9-%d0%b8%d0%b7-%d0%ba%d0%b2%d0%b0/) . И если Вы будете опробовать подобный рецепт , то надеюсь на размещение Вашего варианта в блоге. Мне этот рецепт понравился , но я его изменила при повторном приготовлении ,т.к. если квасить тесто более 12 часов , оно получается через чур перекисшим. Еще раз спасибо за Ваш труд !!

    Нравится 1 человек

    1. Здравствуйте Ирина,
      Спасибо за добрые слова и за ссылку на рецепт хлеба из гречневой крупы. Рецепт замечательный и по простоте ингредиентов просто уникальный. Я пробовала печь похожий хлеб, где кроме размолотой гречневой групы, воды и соли, ничего больше нет. Хлеб по вкусу мне понравился, но длительность процесса приготовления меня не воодушевляет. Рецепт отлично представлен с пошаговыми фото, в принципе даны советы как можно такой хлеб подогнать под индивидуальный вкус. Я видела и ряд других публикаций такого типа хлеба и не планирую печь еще раз и публиковать мою версию этого хлеба. По счастью я нормально переношу дрожжи, и разные версии дрожжевого хлеба мои самые любимые. Пеку я хлеб не часто, употребляю не каждый день, так что хлеб не является частью моего каждодневного меню. Из соображений здорового питания, конечно же хлеб без дрожжей лучше, чем с дрожжами.
      Спасибо за ссылку еще раз, это чудесное и уместное дополнение к статье.

      Нравится

    1. Здравствуйте Ирина,
      Я использую сухие быстрые дрожжи в индивидуальных пакетиках по 7 г. В них нет глютена, все ингредиенты которые я использую в рецептах этого блога никогда не содержат глютена.

      Нравится

Добавить комментарий

